В.Б. АВДЕЕВ
ПРЕОДОЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
(опыт
адогматической проповеди)
крепостному философу
Федору Подшивалову
посвящается
ВВЕДЕНИЕ
Термин
"новые религии" был введен в употребление японскими журналистами еще
в двадцатые годы нашего столетия, что в немалой степени указывает на светский,
универсальный характер данного явления, а также на богатые традиции и огромный
опыт, накопленные в этой области. Это может показаться фантастикой, но тематика
религиозного моделирования является сейчас прерогативой старейших
глубокоуважаемых университетов всего мира. А лексика математики, психологии,
социологии, экономики, политологии все больше вторгается в религиозные тексты,
и никому не приходит в голову при этом говорить о кощунстве. О создании новой
культурной мифологии ведущие философы полемизируют уже более ста лет. В
цивилизации, где человек за считанные часы может преодолеть гигантские
расстояния, сталкиваясь в течение одного дня с разнообразными культурами,
религиозными установками, типами сознания, стереотипами поведения, когда язык
вычислительной техники и управление базами данных выполняют функции кастовых
эзотерических знаний, доступных лишь правящему меньшинству, а оперативная
медицина стремительно размывает классические этические нормы, протезируя любые
части тела, манипулируя наследственностью и изменяя самый облик человеческого
"я", догмат веры не может быть применен как общеобязательная норма
поведения к абсолютному большинству людей. Особенно ярко это проявляется в
больших городах-"мегаполисах", где религиозные символы разных народов
могут запросто перемешаться на глазах миллионов телезрителей в рамках
безобидного видеоклипа или в виде взаимодополняющих элементов одежды во время
красочного шоу мод. Для современного горожанина, бессознательно наблюдающего
калейдоскоп культур и религий в течение десятиминутного выпуска вечерних
пророков, факты ужасающей борьбы миссионеров за души людей становятся все более
понятными. Пессимистам это позволяет говорить о распаде духовных ценностей и
религиозной энтропии, а оптимистам - о создании новых универсальных религий
будущего и о единении духовности человечества в мировой космический универсум.
В любом случае этнографы и философы, политики и психологи, писатели и астрологи
все настойчивее заявляют нам о последних днях старых мировых религий и
фатальном наступлении новых, "альтернативных" или
"нетрадиционных". Так или иначе, те, кто расклеивает убогие ярлыки на
наши замечательные перспективы, уже ничего не изменят.
Мир изменился.
Это уже понятно всем, и изменился настолько, что старые каноны и заповеди не
могут вместить всего динамического разнообразия нашей стремительной
действительности.
Автор не
претендует на знание, каких бы то ни было исключительных фактов, в своей работе
он не пользовался никакими закрытыми фондами. Однако те парадоксальные выводы,
к которым он приходит, продиктованы отнюдь не желанием эпатировать и привлечь
внимание читателя, но только неумолимой логикой анализа, сплетающего из
общедоступных фактов столь необычный идеологический узор. Ценность любого
знания состоит не в накоплении фактов, но в новых мыслительных средствах, так
воспользуемся же ими применительно к делам давно минувших дней. Если отрешиться
от догмы, от стереотипа мыслительного русла при рассмотрении той или иной
проблемы, очень многие факты мировой истории заиграют перед нами новыми
неожиданными гранями.
Итак, данное
творение никоим образом не претендует на статус строго научного исследования,
ибо они создаются единицами, существуют для единиц и умирают столь же
незаметно, как и нарождаются. Это проповедь, но не из числа тех сомнительных
слащавых поучений, что расцвели нынче пышным цветом, усугубляя лишь слабости
человеческой натуры, обезображенной очередным концом века и смутным временем. В
данном случае можно применить термин, ныне ставший популярным в силу непомерной
многоликости, а именно - альтернативная проповедь. Некоторые умозаключения
автора, могущие вызвать изумление приверженцев канонического христианского
воспитания, ни в коем случае не нужно трактовать как еретические, ибо ересь -
это попытка выбора направления движения, но в рамках заданного канона. Данное
же повествование будет развиваться как основанное откровенное противостояние
канону. Не следует также полагать, что автор, желая потрафить сиюминутным
вкусам публики, стоит на позициях нигилизма, который бездумно выворачивает
наизнанку любое мало-мальски устоявшееся мнение. Речь будет идти о духовном
мировидении более древней культурной традиции, нежели христианская, но в
новейшем исполнении - традиции, уничтожение которой оно имело своей изначальной
целью, пусть даже и из благих, как ей казалось, помыслов. В век, когда свобода
совести признана основным модусом существования разнообразных культур,
неправомерно говорить о безоговорочном приоритете какой бы то ни было системы
ценностей, пусть даже окруженной ореолом заоблачной святости, как христианство.
Не атеистическое осквернение его идеалов является нашей целью, но пристальное
рассмотрение его двухтысячелетнего существования с позиций принципиально другой
структуры религиозного миросозерцания, которая, как покажем далее, набирает
новые силы день ото дня, - вот наш критерий. Что же это за неведомая реалия, Вы
узнаете, когда дойдете до конца данной адогматической проповеди.
|