Издавна
предки наши жили в согласии с Природой, первопричиной и основой
духовных и материальных благ. Матушкой-Берегиней, Прародительницей
явилась она для пращуров, а понимание ее сути закладывалось с момента
зачатия, впитывалось с материнским молоком. Жизнь человека
формировалась под сводом ее законов, и основные этапы согласовывались с
течением природных циклов.
Непрерывные
наблюдения за сменой времен года, движением небесных светил и лунными
циклами создали удивительную сокровищницу народной мудрости, имя
которой Календарь. Можно говорить о латинском происхождении этого
слова, ведь у древних римлян первый день растущей Луны и начало месяца
называлось «сalendae»…
А
можно вдохнуть целебный запах трав, которыми так богата наша Родная
земля, раскинуть руки навстречу синему небесному ковшу, золотым
поцелуям Ярилы-Солнца и нырнуть поглубже в прохладные объятья Даны.
Потом же воздать хвалу Прародителям за их глубокую мудрость и умение
сохранить, донести в народных приметах и сезонных обрядах, наполненных
глубокой поэтичностью и музыкой, зерна Традиции.
Не
зря замкнутому колу древние предавали большое значение. Этому символу
тысячи тысяч лет, у него множество значений. Ведь круг – это и единый
Род, и Яйцо, порождающее Вселенную, и Красное Солнышко, и движение
небесного тела, и огражденный защитный чертог, и объем чаши мудрости, и
символ духовного совершенства и материального благополучия. Поэтому
ритуальная посуда, связанная с календарной обрядовостью, имела круглую
форму, перенося истинный смысл кола в наш, явный мир. Он и являет
символическую основу закона, согласно которому сменяют друг друга
природные циклы, переходят друг в друга целые эпохи. Так вращается
Годичное Колесо, движется Коло Сварога.
Непрерывное
вращение отражают сутки, ведь утро-день-вечер-ночь и есть Земной Круг.
Точно так же, как и Круг Небесный. Его движение порождает смену четырех
сезонов: весна-лето-осень-зима. Четыре главные спицы Кола указывают на
четыре основных праздника в году, являющихся священными для многих
народов – весеннее и осеннее равноденствия, летнее и зимнее
солнцестояния. Между этими пиковыми датами, определяющими движение
Сварожьего Кола, размещаются дни почитаний природных стихий,
преобладающих в это время года. Они готовят наше пространство к
очередному повороту Года-Колеса и праздновались нашими предками с не
меньшими почестями и размахом.
Коло
– это Божий Чертог, воплощение Родового единства в трех мирах по оси
Древа – Прави, Яви и Нави. Небесный Союз двух начал – женского и
мужского, наполняют великим духовным смыслом каждый день в году, а
течение времени по Колу отражает их нерушимое взаимодействие. Шаг в
шаг, из Кола в Коло рука об руку идет Небесная Пара, где Он –
рождается, взрослеет и мужает, крепчает и влюбляется, стареет и умирает
для того, чтобы вновь появиться на свет с первыми лучами
Рождественского Солнца. Она же, согласно своей женской сути, сменяет
личины, обновляется от весенней девочки до сгорбленной старухи зимой,
от Невесты до Жены и Матери, которая порождает Младенца…
Попыток
воссоздать Календарь славян-Ариев до нас было очень-очень много и ни в
коей мере тот, который вы видите перед собой, не претендует на полную и
идеальную реконструкцию. Ведь с тысячелетним поворотом Коло-Года
меняются климатические условия, претерпел больших изменений и наш с
вами жизненный уклад, многие обряды затерялись в глубине веков,
первичный смысл некоторых смыт многовековым двоеверием. Но, как
кропотливые его «разработчики», благодаря сравнительному анализу
археологических находок, летописным первоисточникам, исторической
литературе, этнографическим «полевкам», астрономическим данным, мнением
других общин и собственным ощущениям во время обрядов в святодни,
убеждаемся в его действенности.
Через
Календарь учат наши Предки жить в Ладу с самим собой и друг с другом,
ощущать свое единство с Родом-Прародителем и в каждом движении видеть
дыхание Матери-Природы. Безусловно, правы те, кто видит во Сварожем
Коле аграрную основу, ведь наша жизнь связана с сезонностью и
плодородием Родной Земли. Но истинный Его смысл гораздо выше
материальных благ - в нем древнейший дух творения, охранная воинская
суть, созидательная сила берегинь и волшебство Лады. А когда приходит
понимание сути, тогда и даст Божье семя, упавшее в дородную плоть
Матери Сырой Земли, богатый и ярый урожай. И да будет так от Кола до
Кола и от Века до Века!
Корочун Коляда 21-22 грудня
Солнцеворот – на лето поворот
Вечер,
предшествующий Зимнему Солнцевороту, называют Корочун. По поверьям, в
это время Кощный Бог отмеряет денек на воробьиный скок, приоткрывая
двери в тайный мир. Природа готовится к появлению Нового Кола Летнего
Солнца, все вокруг замирает в ожидании рождения Божича Коляды.
Наступает самая длинная ночь в году, и не мудрено, что природный пик
рождаемости приходится на Зимнее Солнцестояние.
Рождение
– великое таинство, поэтому в этот момент отверзаются Двери в иные
миры, совершаются гадания. Повинуясь предписанию природного цикла,
вместе с Колядой рождается новое Коло, наступает Новый Год, который и
открывает календарь. По дню Солнцеворота прогнозируют следующее Коло.
Обрядный цикл объемный, рассчитан на сутки – от Корочуна до Коляденя.
Он укрепляет и освящает как малое семейное коло, так и весь род, всю
общину.
Обрядовая
практика связана с гаданиями, предсказаниями и призыванием добра и лада
на целый год. С вечера возжигаются Огни, которые помогают светом
земного Сварожича родится Небесному Божичу Коляденю, именно с этим
теплом мы входим в новое годовое счисление. Для этого ко дню Зимнего
Солнцеворота мужчины ищут в лесу Бадняк – крепенькое поленце из мужской
породы дерева. В ночь на Солнцеворот поленце разделяют на две равные
части, стараясь не прикасаться к нему голыми руками, только в
рукавицах, ведь теперь Бадняк принадлежит иному миру. Первую полешку
кормят и поят, приговаривая: «Ай, веселяк наш Бадняк!» Потом же с
надлежащими почестями провожают через крадный огонь в Вырий. Приходит
очередь второй части Бадняка – это главное поленце Священного огня, он
переносит в новое Коло все добрые чаянья, пожелания, успехи и радения.
Вокруг него хороводят с песнями и прибаутками по ходу Солнышка.
На
Кощную ночь старшие женщины готовят богатый стол о двенадцати блюдах –
каждому месяцу посвященных. Основным «действующим лицом» стола является
завитый Дидух – символ старого Кола и Нового Рождения, «модель»
Мирового Древа и залог благополучия. Основные блюда – пшеничные каши на
меду, узвары и, конечно же, паляницы – праздничный, богато украшенный
круглый хлеб.
Ароматные,
из самой лучшей муки, сладкие «корочунки» и «колядницы» укладываются на
сноп сена, сверху водружается Дидух. Вот такой вот вымощенный путь
открывается для того, чтобы Младенчик-Солнышко сошел в ваш дом. За всем
этим богатством прячется старший мужчина, чтоб и макушки не было
видать, вопрошает: «Ай видать ли меня?» Семейство, пытаясь разглядеть
его из-под караваев, ответствует: «Ой, не видно же, батьку!» - «А чтоб
и в Новом Коле добра было столько и еще больше!»
Огромное
значение в Колядную ночь имеют скоморошины. Ряжение – это и способ
защиты от навьих, разгуливающих в зимнее время года, и метод общения с
Прародителями. Управляет балагурной толпой ряженых верховода с
коляденным посохом, он и руководит священным действием, ведь, прежде
всего, скоморохи – это Боги, принявшие необычный облик. Поэтому среди
ряженых можно повстречать главную виновницу Коляденя – Козу, ведь Божич
в Коло новое на козе въезжает. Велес приходит в облике Медведя, а
разыгрывание веселых сценок, на самом деле, «помогают» юному Коляде
вступить в свои права – ряженые выступают его неизменной свитой. За
праздничные колядки и ритуальные вертепы скоморохов ждут сладкие
подарки, а рожденное в эту священную ночь Солнышко катится первым
горящим колесом по заснеженному пригорку:
“В гору катись, с весной воротись!”
*Источники* (основные)
1. Василь Скуратівський «Місяцелік» Український народний календар.
2. Н. Костомаров «Южная Русь в конце XVI в».
3. проф. Степан Килимник «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні».
4. І. Нечуй-Левицький «Світогляд українського народу».
5. проф. Белицкий «История украинской литературы».
6. М.Грушевський «Історія українскьої літератури».
7. В. Зверев «Семейный демографический календарь Русского Севера на рубеже XIX-XX веков».
8. Н. Костомаров «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI-XVII столетии (очерк)».
Источник: http://viche.at.ua/publ/1-1-0-137 |