Чертоги ВЕЛЕСА
Меню сайта
Категории каталога
Месяцеслов [1]
Наш опрос
Вам здесь нравится?
Всего ответов: 136
Главная » Статьи » Гулянья » Месяцеслов

От века и до века вращается Коло Сварога…
 
Издавна предки наши жили в согласии с Природой, первопричиной и основой духовных и материальных благ. Матушкой-Берегиней, Прародительницей явилась она для пращуров, а понимание ее сути закладывалось с момента зачатия, впитывалось с материнским молоком. Жизнь человека формировалась под сводом ее законов, и основные этапы согласовывались с течением природных циклов.

Непрерывные наблюдения за сменой времен года, движением небесных светил и лунными циклами создали удивительную сокровищницу народной мудрости, имя которой Календарь. Можно говорить о латинском происхождении этого слова, ведь у древних римлян первый день растущей Луны и начало месяца называлось «сalendae»…

А можно вдохнуть целебный запах трав, которыми так богата наша Родная земля, раскинуть руки навстречу синему небесному ковшу, золотым поцелуям Ярилы-Солнца и нырнуть поглубже в прохладные объятья Даны. Потом же воздать хвалу Прародителям за их глубокую мудрость и умение сохранить, донести в народных приметах и сезонных обрядах, наполненных глубокой поэтичностью и музыкой, зерна Традиции.

Не зря замкнутому колу древние предавали большое значение. Этому символу тысячи тысяч лет, у него множество значений. Ведь круг – это и единый Род, и Яйцо, порождающее Вселенную, и Красное Солнышко, и движение небесного тела, и огражденный защитный чертог, и объем чаши мудрости, и символ духовного совершенства и материального благополучия. Поэтому ритуальная посуда, связанная с календарной обрядовостью, имела круглую форму, перенося истинный смысл кола в наш, явный мир. Он и являет символическую основу закона, согласно которому сменяют друг друга природные циклы, переходят друг в друга целые эпохи. Так вращается Годичное Колесо, движется Коло Сварога.

Непрерывное вращение отражают сутки, ведь утро-день-вечер-ночь и есть Земной Круг. Точно так же, как и Круг Небесный. Его движение порождает смену четырех сезонов: весна-лето-осень-зима. Четыре главные спицы Кола указывают на четыре основных праздника в году, являющихся священными для многих народов – весеннее и осеннее равноденствия, летнее и зимнее солнцестояния. Между этими пиковыми датами, определяющими движение Сварожьего Кола, размещаются дни почитаний природных стихий, преобладающих в это время года. Они готовят наше пространство к очередному повороту Года-Колеса и праздновались нашими предками с не меньшими почестями и размахом.

Коло – это Божий Чертог, воплощение Родового единства в трех мирах по оси Древа – Прави, Яви и Нави. Небесный Союз двух начал – женского и мужского, наполняют великим духовным смыслом каждый день в году, а течение времени по Колу отражает их нерушимое взаимодействие. Шаг в шаг, из Кола в Коло рука об руку идет Небесная Пара, где Он – рождается, взрослеет и мужает, крепчает и влюбляется, стареет и умирает для того, чтобы вновь появиться на свет с первыми лучами Рождественского Солнца. Она же, согласно своей женской сути, сменяет личины, обновляется от весенней девочки до сгорбленной старухи зимой, от Невесты до Жены и Матери, которая порождает Младенца…

 

Попыток воссоздать Календарь славян-Ариев до нас было очень-очень много и ни в коей мере тот, который вы видите перед собой, не претендует на полную и идеальную реконструкцию. Ведь с тысячелетним поворотом Коло-Года меняются климатические условия, претерпел больших изменений и наш с вами жизненный уклад, многие обряды затерялись в глубине веков, первичный смысл некоторых смыт многовековым двоеверием. Но, как кропотливые его «разработчики», благодаря сравнительному анализу археологических находок, летописным первоисточникам, исторической литературе, этнографическим «полевкам», астрономическим данным, мнением других общин и собственным ощущениям во время обрядов в святодни, убеждаемся в его действенности.

Через Календарь учат наши Предки жить в Ладу с самим собой и друг с другом, ощущать свое единство с Родом-Прародителем и в каждом движении видеть дыхание Матери-Природы. Безусловно, правы те, кто видит во Сварожем Коле аграрную основу, ведь наша жизнь связана с сезонностью и плодородием Родной Земли. Но истинный Его смысл гораздо выше материальных благ - в нем древнейший дух творения, охранная воинская суть, созидательная сила берегинь и волшебство Лады. А когда приходит понимание сути, тогда и даст Божье семя, упавшее в дородную плоть Матери Сырой Земли, богатый и ярый урожай. И да будет так от Кола до Кола и от Века до Века!

Корочун Коляда 21-22 грудня

Солнцеворот – на лето поворот

Вечер, предшествующий Зимнему Солнцевороту, называют Корочун. По поверьям, в это время Кощный Бог отмеряет денек на воробьиный скок, приоткрывая двери в тайный мир. Природа готовится к появлению Нового Кола Летнего Солнца, все вокруг замирает в ожидании рождения Божича Коляды. Наступает самая длинная ночь в году, и не мудрено, что природный пик рождаемости приходится на Зимнее Солнцестояние.

Рождение – великое таинство, поэтому в этот момент отверзаются Двери в иные миры, совершаются гадания. Повинуясь предписанию природного цикла, вместе с Колядой рождается новое Коло, наступает Новый Год, который и открывает календарь. По дню Солнцеворота прогнозируют следующее Коло. Обрядный цикл объемный, рассчитан на сутки – от Корочуна до Коляденя. Он укрепляет и освящает как малое семейное коло, так и весь род, всю общину.

Обрядовая практика связана с гаданиями, предсказаниями и призыванием добра и лада на целый год. С вечера возжигаются Огни, которые помогают светом земного Сварожича родится Небесному Божичу Коляденю, именно с этим теплом мы входим в новое годовое счисление. Для этого ко дню Зимнего Солнцеворота мужчины ищут в лесу Бадняк – крепенькое поленце из мужской породы дерева. В ночь на Солнцеворот поленце разделяют на две равные части, стараясь не прикасаться к нему голыми руками, только в рукавицах, ведь теперь Бадняк принадлежит иному миру. Первую полешку кормят и поят, приговаривая: «Ай, веселяк наш Бадняк!» Потом же с надлежащими почестями провожают через крадный огонь в Вырий. Приходит очередь второй части Бадняка – это главное поленце Священного огня, он переносит в новое Коло все добрые чаянья, пожелания, успехи и радения. Вокруг него хороводят с песнями и прибаутками по ходу Солнышка.

На Кощную ночь старшие женщины готовят богатый стол о двенадцати блюдах – каждому месяцу посвященных. Основным «действующим лицом» стола является завитый Дидух – символ старого Кола и Нового Рождения, «модель» Мирового Древа и залог благополучия. Основные блюда – пшеничные каши на меду, узвары и, конечно же, паляницы – праздничный, богато украшенный круглый хлеб.

Ароматные, из самой лучшей муки, сладкие «корочунки» и «колядницы» укладываются на сноп сена, сверху водружается Дидух. Вот такой вот вымощенный путь открывается для того, чтобы Младенчик-Солнышко сошел в ваш дом. За всем этим богатством прячется старший мужчина, чтоб и макушки не было видать, вопрошает: «Ай видать ли меня?» Семейство, пытаясь разглядеть его из-под караваев, ответствует: «Ой, не видно же, батьку!» - «А чтоб и в Новом Коле добра было столько и еще больше!»

Огромное значение в Колядную ночь имеют скоморошины. Ряжение – это и способ защиты от навьих, разгуливающих в зимнее время года, и метод общения с Прародителями. Управляет балагурной толпой ряженых верховода с коляденным посохом, он и руководит священным действием, ведь, прежде всего, скоморохи – это Боги, принявшие необычный облик. Поэтому среди ряженых можно повстречать главную виновницу Коляденя – Козу, ведь Божич в Коло новое на козе въезжает. Велес приходит в облике Медведя, а разыгрывание веселых сценок, на самом деле, «помогают» юному Коляде вступить в свои права – ряженые выступают его неизменной свитой. За праздничные колядки и ритуальные вертепы скоморохов ждут сладкие подарки, а рожденное в эту священную ночь Солнышко катится первым горящим колесом по заснеженному пригорку:

“В гору катись, с весной воротись!”
  

Веледана

СО ТУР 

*Источники* (основные)

1. Василь Скуратівський «Місяцелік» Український народний календар.

2. Н. Костомаров «Южная Русь в конце XVI в».

3. проф. Степан Килимник «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні».

4. І. Нечуй-Левицький «Світогляд українського народу».

5. проф. Белицкий «История украинской литературы».

6. М.Грушевський «Історія українскьої літератури».

7. В. Зверев «Семейный демографический календарь Русского Севера на рубеже XIX-XX веков».

8. Н. Костомаров «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI-XVII столетии (очерк)».



Источник: http://viche.at.ua/publ/1-1-0-137
Категория: Месяцеслов | Добавил: Gothic_Monster (13.01.2009) | Автор: Веледана
Просмотров: 8900 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Вячеслав  
0
некоторые праздники плохо видно, не понтяно что написано(на рисунке)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Рунный посох: официальный сайт фестиваля ведических искусств Общество Белые Традиции
ПРИРОДНАЯ ВОЛОШБА. Духовные практики русского родноверия Портал о славянской культуре «Славянская Традиция»
Славянская Библиотека: книги, статьи, языческая музыка разных стилей, клипы языческих музыкальных коллективов, видео, ссылки, юзербары, Вече. Віче: рідновірський інформаційно-аналітичний ресурс: офіційні документи, інтерв'ю, статті, новини, творчість, крамниця, буде, web-конференції, фоторепортажі, контакти.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Волк Велеслав © 2024
Используются технологии uCoz